СПЧ: «Чтобы заставить водителей платить за перевес, нужна политическая воля»

Глава РБ призвал в 30 раз увеличить сбор штрафов с владельцев перегруженных автомобилей.
По словам Радия Хабирова, каждый год в Башкирии собирают 600 млн рублей штрафов за перевес автофургонов. Но, по его мнению, эту цифру реально довести до 20 млрд рублей и тратить полученные средства на ремонт дорог.
- В Мурсалимкино дорогу кончали, в Ишимбайском районе кончали, - возмутился Радий Фаритович. - В Гафурийский район еду, хоп, гляжу — на объезде Красноусольска уже продавлено покрытие. Со станции весового контроля мы берем штрафы где-то на полмиллиарда. Потенциал там — 20 млрд собрать. И эти 20 млрд пойдут на ремонт дорог. Поэтому жду от вас программу.
Член Совета по правам человека при главе РБ Сергей Жуков соглашается, что сегодня с дорогами республики творится «настоящая беда». После строительного сезона и нагрузки от проезда большегрузов асфальт становится колейным и опасным для автомобилистов.
- Когда начинается гололед, трассы превращаются в потенциальную ловушку для легковых автомобилей, которые будут крутиться на дороге и попадать в ДТП, – продолжает он. - Поэтому мы говорим еще и о безопасности, потому что я и сам иной раз попадал в такие ситуации, когда машину просто закручивало на дороге из-за попадания колеса в колею.
Поэтому, по его словам, сегодня наступил подходящий момент для спасения дорог от машин с перевесом.
- Долгое время республику обставляли рамками автоматического весового контроля, - напомнил Сергей Николаевич. – Сборы за перегруз автомобилей идут в местный бюджет, поэтому все губернаторы заинтересованы развивать такой весовой контроль. Казалось бы, после этого должно все измениться, но – нет, ничего не поменялось. Многие рамки не работают, а водители обходят контрольные пункты, закрывая номер машины или превышая нужную скорость.
Г-н Жуков приводит в пример Благовещенский район, «куда можно попасть с трех сторон».
- Из трех имеющихся рамок весового контроля одна так и не работает с того момента, как ее построили, а две имеют такие же слабые стороны, как и все остальные, - поясняет он. - Водитель грузовой машины завешивает номерной знак тряпочкой и едет дальше – его никто не ловит. А еще, проезжая через такую рамку, транспортное средство должно идти около 20 километров в час. Но водители специально превышают скорость, проносятся на газах и фиксации перевеса не происходит.
Сергей Жуков добавил, что водителям «дешевле» проехать, скрыв госномер, нежели заплатить за перегруз.
- Оператор, обслуживающий такие рамки, передает данные в госавтоинспекцию, - рассказывает правозащитник. - Штрафы за нечитаемый номер не такие большие, а за перевес могут достигать и 300 тысяч рублей. Конечно, учитывая такую разницу никому не хочется фиксировать перегруз – проще скрыть номера.
Сергей Жуков предположил, что большое количество перегруженных автомобилей на дорогах появляется там, где «недорабатывает Госавтоинспекция».
- Сегодня всех водителей удалось дисциплинировать благодаря федеральной системе камер видеонаблюдения «Паутина», - напоминает он. - Установленные повсюду камеры фиксируют многие нарушения. Надо понимать то, что административный материал пишет человек, а не машина. Вычислить автомобиль, проехавший весовой контроль с закрытым или грязным номером, не составит труда. Вот он в одно время без номеров проходит через рамку, а уже через 15 минут на трассе с открытым номером.
Г-н Жуков объясняет, что «этот факт должен зафиксировать сотрудник ГАИ, который составляет протокол».
- То есть инспектор рассматривает фотографию, идентифицирует транспортное средство, - говорит он. - Тогда и штраф будет не только за закрытый номер, но и перевес. И дело не в нехватке времени и кадров. Мы либо работаем в рамках закона, либо говорим о том, что у нас нет на это времени.
Сергей Николаевич объясняет, что штраф накладывается за излишнюю нагрузку на одну из осей машин.
- Если, например, три оси, то нагрузка делится на каждую, - разъясняет он. - Если мы видим грузовик, у которого сверху возвышается гора, например, песка или щебня, то необязательно быть экспертом, чтобы понять, что он перегружен.
Правозащитник считает, что наибольший ущерб дорогам наносят не фуры, которые доставляют продукты в городские магазины, а машины, работающие на стройках – в сфере с большой маржинальностью.
— Это так называемые «китайцы» с большой грузоподъёмностью – до 70 тонн, - уверен он. – У предпринимателей есть большой соблазн нагружать эти машины, потому что они рассчитаны на перевозку тяжелых грузов. И такие тяжелые грузовики в итоге и разбивают асфальт.
Г-н Жуков не отрицает, что, если начать строго контролировать все перевозки, «бизнес может пострадать».
- По крайней мере в этом меня уверяли все бизнесмены, с которыми я разговаривал, - объясняет он. – Оно и понятно, если весовой контроль заработает как надо, придется платить большие штрафы, а если соблюдать закон, то потребуется больше техники, чтобы перевозить тот же объем грузов. Это увеличит стоимость перевозки, и, возможно, скажется на ценах, куда предприниматели заложат свои издержки. Но здесь надо определиться власти и обществу: надо нам это или нет. Если мы приняли эти правила, то их необходимо исполнять, либо пересматривать и придумать что-то новое. Ведь сегодня это - один из источников доходов в бюджет.
Член СПЧ считает, что «на самом деле перевозчики быстро адаптируются к работе системы и, вероятней всего, это отразится и на качестве дорог, по которым едут эти грузовые машины».
При этом Сергей Николаевич уверяет, что для решения проблемы «нужна политическая воля».
- Здесь два аспекта – дисциплинировать водителей и предпринимателей и усилить работу сотрудников Госавтоинспекции, - полагает он. - Если власти хотят навести порядок в этой сфере, надо попробовать проявить политическую волю. И тогда в республике будут деньги на ремонт дорог, и дороги останутся целыми.
