Автор экономической книги года: «Башкирия, как и 160 лет назад, снова на подъеме»

160 лет назад Уфимская губерния занималась судостроением
Монографию уже высоко оценило научное сообщество, она получила всероссийскую общественную премию «Экономическая книга года – 2023».
- Эта книга – многолетний и тяжелый труд, - говорит Александр Николаевич. - Труд не только мой, но и коллег. Почти 20 лет назад мы написали и издали мощную энциклопедию башкирского предпринимательства, в которой были исследованы процессы начального этапа формирования рыночной среды с отмены крепостного права в 1861 году.
Изданию книги предшествовали серьезные исследования.
− До 1865 года на территории будущей Уфимской губернии было много различных структурных форм, - рассказывает г-н Дегтярев. - Было Уфимское наместничество, Башкирия того времени была частью Оренбургской губернии. Здесь был гражданский губернатор, в Оренбурге – военный губернатор. В общем, была такая неразбериха.
Затем губернии были переформированы и в них начали создаваться институты государственной власти. В Уфе появилась губернская и городская дума.
− Кстати говоря, первым уфимским губернатором стал никто иной, как сын Сергея Тимофеевича Аксакова – Григорий Сергеевич Аксаков. Он четыре года возглавлял губернию, – напоминает профессор.
Ученый рассказал, что 160 лет назад Уфимская губерния занималась судостроением, в ней была хлебная биржа, развитое сельское хозяйство.
- Не бог весть что, но суда класса «река-море» уже тогда строили, - уверяет г-н Дегтярев.
В Благовещенске кустарная мастерская изготавливала передовые в то время сеялки. Мастера добились права участвовать в российской сельскохозяйственной выставке, и потом продавала свое оборудование во всей империи.
− Экономические механизмы заработали уже через три месяца после образования Уфимской губернии, - объясняет ученый. - В сентябре 1865 года уже был образован уфимский филиал Государственного банка. Через полгода – создан Крестьянский земельный банк, через который проходила купля-продажа земли. Появился рынок земли, а у вчерашних крепостных - возможность стать предпринимателями, заниматься поиском руды, работать на заводских предприятиях.
Экономическая успешность Уфимской губернии была связана с районами, где была развита металлургическая промышленность и работали заводы. Часть этих территорий потом, при становлении советской власти, отнесли к Челябинской области.
- Башкирия после Октябрьской революции приобрела совершенно другие границы, - комментирует Александр Николаевич. - Но в ту пору горнозаводской район формировал основу экономики. Там формировался рабочий класс, возникали новые отношения, появлялись акционерные общества, различные виды экономической деятельности, такие как золотодобыча, торговля и судостроение.
Отмена крепостного права и новые возможности активизировали экономические процессы.
− То есть раскрылись возможности самих людей, появилась помощь и поддержка государства, появилась возможность получать льготные ссуды, - поясняет профессор. - При этом за получателями бюджетных средств внимательно следили.
На территории Башкирии более века назад строились и мечети, и церкви
Книга также рассказывает о том, как 160 лет назад раскрывались возможности для народов, которые жили в Уфимской губернии.
− После отмены крепостного права в башкирский край приехали тысячи людей из других регионов российской империи, - напоминает Александр Николаевич. - Благодаря переселенцам население Башкирии значительно увеличилось. Тогда же сформировался привычный сегодня многонациональный состав населения. А дружба между народами сформировалась именно в ту пору. Мы знаем в Башкирии места проживания соседей родом из Прибалтики, есть у нас и украинские села. В книге описывается, какими разные народы обладали знаниями: кто-то занимался земледелием, кто-то изготавливал инструменты, и всеми этими компетенциями они делились друг с другом.
По словам ученого, «веротерпимость, возведенная в ранг государственной политики, позволяла людям не тратить время на междоусобицы».
- На территории Башкирии сто лет назад, как и сегодня строились и мечети, и церкви, - комментирует он. − То есть люди имели возможность отправлять свои религиозные культы, им никто в этом не мешал. Закон о свободе совести и тогда действовал. Так что люди не отвлекались на борьбу, связанную с вопросами национальной и религиозной принадлежности – они направляли свою энергию на экономическую деятельность, на общественную работу.
При этом, поясняет г-н Дегтярев, разные народы обогащали друг друга, привнося что-то свое в общую культуру.
− Латыши и немцы приехали – появились садики с цветами, чего не было раньше, - объясняет г-н Дегтярев. – У других соседей появилась возможность использовать какую-то новую технику. Все брали друг у друга что-то необходимое. Например, поголовье лошадей в Башкирии всегда было очень большим, потому что лошадь использовалась не только для военных целей и крестьянскими хозяйствами, но и для спортивных состязаний. Сегодняшний сабантуй это показывает – традиции сохранились с тех времен.
Примечательно, что система управления губернией во многом похожа на современную модель экономики Башкортостана.
− Губернские комиссии по развитию промышленности – что это как не «Инвестчасы», которые проводит глава республики Радий Хабиров с членами правительства и предпринимателями? – вопрошает Александр Николаевич. - То же самое. В предисловии книги написано, что мы проводим аналогии с современным этапом развития нашей республики. Только тогда на эти процессы ушло 50 лет. Сейчас этого времени у региона нет – нужно сделать все то же самое за пять лет. Башкирия и спустя 160 лет – вновь на подъеме.
