Башкирия вошла в пятерку регионов с наибольшим количеством турецких инвестиций
.jpg)
Открытие представительств РБ началось задолго до геополитического разлома
По словам Маргариты Дмитриевны, открытие торгово-экономического представительства – это очень сложная юридически процедура.
- Но глава региона Радий Хабиров посчитал важным открытие башкирских представительств за много лет до обострения геополитической ситуации и введения санкций, - поясняет она. - То есть руководитель республики заранее предугадал необходимость торговых представительств, определив ключевые направления развития региона – в частности, развития внешнеэкономических связей.
Ранее у Башкирии были представительства во многих странах за рубежом, но 15 лет назад их посчитали ненужными и свернули работу.
- А Радий Хабиров настоял, что такие представительства нужны и сделал все, чтобы они заработали снова, - говорит г-жа Болычева. - Мы перепробовали несколько форматов, мы согласовывали это с министерством иностранных дел РФ и с другими ведомствами. Единственным официальным, статусным для наших представителей вариантом стало создание представительств Башкортостана при торговом представительстве России. То есть фактически наши представители находятся под патронажем федерального органа — министерства промышленности, торговли страны и торгпредств, работающих в иностранных государствах. И сегодня мы отмечаем, что это – реальный мост для выхода на зарубежный рынок и решения любых вопросов. Статистика фиксирует возрастающий интерес иностранных предприятий к продукции из Башкирии после того, как на их территории появляется торгово-экономическое представительство.
Как объясняет Маргарита Болычева, Радий Хабиров привозит в зарубежные страны бизнес-миссии, в которых участвуют и промышленные, и сельскохозяйственные предприятия. Формат общения бизнеса отработан. Проводится как минимум пять – шесть встреч для каждого предприятия из Башкирии.
- Работа очень сложная и имеет отложенный эффект, потенциал республики пока не раскрыт до конца, - полагает она. - Но уже фиксируется рост объема отгруженных товаров из Башкирии и есть спрос на продукцию из республики. Не во всех странах-партнерах еще созданы наши представительства, не во всех еще знакомы с полным ассортиментом продукции, которую может предложить регион. Ведь новые предприятия ежегодно открываются в Башкортостане. Наша задача – постоянно налаживать новые коммуникации, чтобы бизнес Башкортостана имел легкий вход в те страны, где у нас есть представительства.
Маргарита Дмитриевна отмечает, что «наладить контакт было легко во всех дружественных странах».
- Но легкий контакт и первичное подтверждение сотрудничества не гарантируют подписание контракта или быстрое развитие торгово-экономических связей, – отмечает глава министерства внешнеэкономических связей и конгрессной деятельности РБ. - В странах, где говорят на русском языке, таких, как Белоруссия и Казахстан, налаживать деловые связи легче, поскольку не нужны переводчики. Но в то же время специфика Объединенных Арабских Эмиратов, например, не мешает сотрудничеству. Арабским партнерам интересно локализовать свои предприятия на российской территории, чтобы торговать с Беларусью и Казахстаном.
Маргарита Болычева поясняет, что, когда открыто представительство, с которым можно коммуницировать, вход на зарубежный рынок становится проще.
- У каждого башкирского предприятия есть та или иная спецификация, - комментирует башкирская чиновница. - Если во время введения санкций многим был интересен Казахстан, Узбекистан, то сегодня интерес этих же предприятий переходит в ОАЭ, постепенно появляется интерес к глубокому сотрудничеству с Китаем. Хотя с Казахстаном башкирские производства тоже работают.
«На зарубежном рынке большой спрос на башкирские продовольственные товары»
Г-жа Болычева отмечает, что Башкирия вошла в топ-5 российских регионов с наибольшим количеством турецких инвестиций и самым благоприятной территорий для инвестиций из Турции.
- Этот показатель сложился, во многом, благодаря совместному с турецкой компанией крупному проекту строительства Восточного выезда из Уфы, - напоминает она. - Но здесь еще отражена и работа нашего представительства. Несколько крупных и средних компаний с участием турецкого капитала уже зарегистрировались в Башкортостане. Мы делаем небольшие поступательные шаги для развития и для входа турецкого бизнеса в республику. Турки очень заинтересованы в открытии точек общественного питания и уже постепенно их открывают.
По словам г-жи Болычевой, в регионе успешно работают белорусские компании.
- Создан белорусско-башкирский инвестиционный кластер, - рассказывает Маргарита Дмитриевна. - В ОАЭ мы только начали работу – но уже ведем три проекта. Один из них – по выращиванию сорго в республике, наши коллеги планируют развивать большой сельскохозяйственный проект. Недавно узбекские партнеры открыли шоурум своих товаров и ресторан. Сейчас работают над созданием производства школьных парт. Активно идет сотрудничество по созданию совместных предприятий с казахскими партнерами.
В Башкирии, добавляет она, предлагают большие зоны со складскими помещениями, куда можно завезти товар и, постепенно изучая рынок, реализовывать его.
- Общеизвестно, что логистика – одна из самых больших статей расходов для экспортеров, - поясняет Маргарита Болычева. - Поэтому все последние пять лет это направление наиболее активно субсидировалось по линии развития внешнеэкономических связей и экспорта. Иногда из-за длинного и дорогого по затратам плеча доставки экспорт становится нерентабельным. Конечно, у нас есть конкурентные преимущества: например, это высокое качество продукции сельского хозяйства. Трава, которую едят наши коровы, уникальная, она прорастает только здесь, на территории Башкортостана. Соответственно, за вкус и качество мясо ценится выше. То же самое касается и других продовольственных товаров – с произведенными в других странах их нельзя сравнивать. Поэтому на зарубежном рынке есть большой спрос на наши продовольственные товары.
По словам министра внешнеэкономического ведомства Башкирии, за высокое качество товара покупатели будут готовы платить больше. Такой товар сможет конкурировать и на зарубежных рынках, несмотря на более дорогой маркетинг и логистику.
- Люди готовы платить за бренды – таковы новые тренды, - заявила Маргарита Дмитриевна. - И над развитием брендов мы активно работаем. По количеству зарегистрированных брендов Башкирия на первом месте в стране, у нас их более чем две тысячи.
