Советские ученые мечтали сделать башкирскую лошадь рослой и мощной
.jpeg)
Сегодня лошадей башкирской породы разводят не во всех районах республики. В основном они сосредоточены в Зауралье, где традиционно располагались советские конные племенные заводы.
- Башкирская порода очень древняя, - утверждает г-н Юлдашбаев. - Она создана на основе лошадей, которые были завезены кочевыми тюркоязычными народами, в том числе башкирами. В отличие от знаменитых орловских рысаков, которых начал разводить граф Орлов только в начале XIX века, башкирские лошади обитали здесь на протяжении последних тысячи лет, использовались в хозяйствах, так постепенно улучшались их продуктивные качества. И получилась наша башкирская порода лошадей, которую здесь сохраняли с учетом природно-климатических условий региона.
Азат Юлдашбаев напоминает, что башкирская лошадь - универсальна.
- Башкирские лошади дают много молока, из которого производят кумыс, - констатирует г-н Юлдашбаев. - Есть и мясное направление. Одно из ценных качеств башкирской лошади – это ее продуктивность. Башкирский народ испокон веков выживал в том числе за счет башкирской лошади. Она очень неприхотливая, а потому малозатратная. Другие породы лошадей требуют к себе очень большого внимания и средств для содержания. А башкирской лошади практически ничего не нужно в естественных природно-климатических условиях.
Оказывается, это удивительное животное самостоятельно добывает себе корм. Пасется летом, а зимой выкапывает копытами траву из-под снега глубиной до 50 сантиметров.
- Башкирские лошади очень сильные и выносливые, поэтому развитие породы имеет очень важное значение для сельского хозяйства, - полагает эксперт. - Задача нашего центра компетенции – сохранить генофонд башкирской лошади, улучшить породу и увеличить поголовье.
По словам Азата Юлдашбаева, начиная от послевоенных лет, в советское и перестроечное время, с башкирской лошадью очень много экспериментировали, старались сделать ее еще более сильной, мощной и рослой.
- Башкирских лошадей активно использовали в армии, в различных военных действиях по защите рубежей нашей страны, - напоминает он. - Поэтому были идеи сделать породу более мощной, скрещивая с различными породами, но успехов это не принесло.
Эти советские эксперименты немного испортили генофонд. А в перестроечный период многие коневодческие хозяйства разорились, были распроданы, и отрасль в целом пришла в упадок.
Сегодня эксперт констатирует, что сейчас главная задача – сохранить генофонд и улучшить его.
- Когда-то в каждом башкирском дворе содержали несколько лошадей, - вспоминает он. - И, когда мужчины отправлялись воевать, они уходили с двумя лошадьми, чтобы была запасная. Сегодня в республике насчитывается более 120 тысяч голов лошадей. Это, конечно, немного. Мы стремимся увеличить поголовье.
Азат Юлдашбаев считает, что «этой цели было бы проще добиться, если бы в каждом районе было бы коневодческое хозяйство».
- Мы, как центр компетенции, ставим на учет лошадей башкирской породы, ведем специальный регистр, где прописываем родословную лошади до четвертого колена, – рассказывает он. - Мы стараемся вызвать интерес населения региона к конноспортивным соревнованиям, повысить зрелищность мероприятий и привлечь внимание к коневодству и конному спорту. Мы хотим, чтобы как можно больше жителей республики занимались конным спортом, в том числе скачками, а также разведением лошадей – в первую очередь, башкирской породы.
По словам эксперта, «скачки на ипподроме «Акбузат» помогают вызвать интерес к лошадям башкирской породы».
- Поэтому в хозяйствах тренируют животных для участия в соревнованиях, - поясняет он. - Сейчас нужно популяризировать этот конный вид спорта, увеличить зрелищность и количество зрителей. Нужно, чтобы люди знали о них и приходили. Многие люди даже не подозревают о том, что у нас проводят такие хорошие конные соревнования. Они сами об этом говорят, когда приходят на ипподром: признаются, что 30 лет живут в Уфе, но не знали о скачках.
Он добавляет: важно, чтобы ценность башкирской лошади понимали новые поколения.
- В наших конюшнях работают люди, которые не могут жить без лошадей, - уверяет он. - Они династиями работают там – не ради денег, а ради любви к лошадям. И своих детей и внуков они учат любви к лошадям. Лошадь надо полюбить всей душой и всем сердцем, потому что только тогда с ней можно работать.
